Как завершить терапию с психологом
Конечно, навыки общения, приближения и близости очень важны в человеческих отношениях, но немало важен и навык «выхода» из контакта и отношений с последующей интеграцией опыта. Это называется навык проживания завершения отношений и прощания. За время совместного проживания болезненных чувств в терапии, ярких осознаний, теплых моментов поддержки, у клиента формируется привязанность, происходит психологический перенос на терапевта, простыми словами, клиент начинает вести себя так как он ведет себя в обычной жизни, с родителями, с семьей, с близкими людьми.
Терапевт начинает восприниматься как авторитетная и важная фигура, которая имеет больше возможностей - «терапевт знает, терапевт может». «Запускается» режим отношений с важными людьми, то есть с родителями или их заменяющими. Поэтому, если у клиента были близкие эмоционально насыщенные отношения в жизни, то отношения с терапевтом будут примерно в таком же диапазоне чувств.
Если же отношения в жизни носили дисфункицональный характер, присутствовала эмоциональная холодность, нереальные требования и ожидания, неясные границы, то и с терапевтом клиент будет реализовывать отношения на таких же принципах.
Часто клиенты ищут самых-самых, чтобы терапевт был самый крутой, самый сильный, особенный, потому как только такому терапевту я могу довериться и опереться на него, с ним не страшно. Конечно, есть в этом уже заложенный нарциссизм, клиент пытается найти отражение своей Самости, крутости - «я самый-самый и терапевт у меня самый-самый», «я крутой потому, что у меня такой терапевт», но речь сейчас не об этом.
Клиент, у которого все в порядке с привязанностью, возьмет то, что ему необходимо, поблагодарит и простится с терапевтом.
Зависимый же клиент будет зависимым и от терапии, и от терапевта (особенно если терапевт еще поддерживает его зависимые интроекты, паттерны поведения). Он будет долго ходить, пока его не отвергнет сам терапевт.
Клиент с тревожным расстройством личности будет внезапно пропадать и также внезапно появляться в терапии, объясняя самыми разными обстоятельствами. В этих обстоятельствах клиент всегда будет Жертвой. На вопрос специалиста «может я вам не нужен и может мы завершим терапию?» следуют дифирамбы, демонстрируется сильнейшее желание продолжать лечение, но, уже через 1-2 занятия клиент вновь пропадает.
Пограничный клиент будет посещать терапию, пока ему все понятно и все нравится, пока нет дискомфорта от ответственности. У таких клиентов любимая схема "Мне все должны, а я никому ничего не должен", поэтому, как только ожидания терапевта возрастут, терапию он незамедлительно завершит, просто возьмет и не прийдет больше, без объяснений. Конечно, это продиктовано его детскими травмами. Он поступит с терапевтом также, как родители поступали с ним (отвергали его, не учитывали его чувства и потребности, контекст отношений, и ничего ему не объясняли, почему они поступают так).
Я не буду глубоко анализировать аспект отвержения клиента терапевтом, хотя такое тоже нередко встречается. При таком раскладе клиент реагирует отвержением на отвержение. Например, когда терапевт отвергает чувства клиента через интеллектуальные конструкции, много рассказывает ему про других своих клиентов или эмоционально не поддерживает те моменты, в которых клиент делает успехи.
Клиенты с расстройством личности крайне чувствительны к таким проявлениям и стараются избежать повторной травматизации.
Одно из глубоких важных открытий в терапии заключается в том, что есть вещи, которые психолог, впрочем как и другие люди, дать или сделать просто не может. Это реальность.
Да, психолог дает поддержку в тот момент, в котором он считает это важным, преподносит информацию, через которую можно по-новому посмотреть на ситуацию, но в какие-то моменты он не может обманывать клиента и говорить, что « да, я это принимаю» или «я сделаю что-то, чтобы вы были счастливы всегда», не может ускорить какие-то процессы, для которых нужно больше времени, он не может изменить прошлое, сделать так, чтобы оно забылось. Психолог не может любить и принимать клиента безусловно всегда, соглашаться со всем, что он говорит.
Поэтому, в процессе завершения терапевтических отношений важно осознать, что вы взяли из терапевтических сенсов и, немаловажно, что не взяли и почему. Нужно здраво оценить, что изменилось, а что изменить нельзя, и с этим надо дальше жить.
Обычно за расставанием стоят такие чувства, как грусть, страх, благодарность, радость, печаль, хотя, бывает и злость, возможно сожаление об упущенных возможностях в отношениях. Говорить о них и проживать их невсегда легко, особенно в таком спокойном темпе, как на терапевтической сессии, когда они тебя полностью охватывают.
Многие болезненные отношения продолжаются ещё потому, что человек не имеет навыков завершения отношений, отхода и отделения. Нет опыта проживания чувств, о которых я писал выше, в голове много иррациональных установок «я никому не нужен», «тут все знакомо, а там неизвестно, и поэтому страшно».
Ключевым навыком во всем этом является желание человека поговорить и сказать о своих чувствах и желаниях, смелость показать себя настоящего, даже если психолог чем-то не угодил или дал не то, что нужно или клиент понял что это не его специалист, терапевтически важно завершить отношения, посмотрев друг другу в глаза и сказав важные слова. Даже если они и не очень приятны для психолога по мнению клиента.
Таким образом, завершение будет максимально терапевтично и целостно, оно поможет научиться отдаляться, а значит и встречаться, ведь без расставаний не будет и новых встреч.
Автор: Калинин Александр